Дебиторская задолженность как взыскать?
Дебиторская задолженность — термин, применяемый в бухгалтерском учете у юридических лиц. Это сумма, которую должна получить организация, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо (ООО) за проданный товар или оказанные услуги.
- Текущая дебиторская задолженность — долг, срок неисполнения которого менее 90 дней.
- Проблемная задолженность — долг, срок неисполнения которого превышает 90 дней, но менее одного года.
- Хроническая задолженность — долг с просрочкой от 1 (одного) до 3 (трех) лет.
- Безнадежная задолженность — долг, срок неисполнения которого более трех лет.
Взыскание долгов — процесс взыскания дебиторской задолженности делится на несколько этапов:
- Досудебный (претензионный) этап;
- Судебное разбирательство;
- Этап исполнительного производства.
Юридическая компания ООО "Практика и консалтинг" оказывает помощь юридическим лицам. Запись по телефону:
Наши услуги:
- Составление претензии — от 5000 рублей;
- Составление искового заявления в суд — от 10 000 рублей;
- Представление интересов в Арбитражном суде — от 25 000 рублей;
- Представление интересов юридического лица на этапе исполнительного производства — от 25 000 рублей.
Стоимость услуг будет ниже, в случае заключения договора на абонентское обслуживание.
Вы юридическое лицо — ИП (индивидуальный предприниматель) или руководитель ООО.
У вас есть на руках исполненный договор, но заказчик уклоняется от внесения оплаты по договору. Вы не знаете, что делать?
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом в силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Должник несет расходы на исполнение обязательства, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором либо не вытекает из существа обязательства, обычаев или других обычно предъявляемых требований (ст. 309.2 ГК РФ).
Этапы взыскания задолженности:
1. Досудебный этап (досудебный претензионный порядок урегулирования спора);
2. Этап судебного разбирательства (представление интересов юридического лица в Арбитражном процессе);
3. Этап исполнения судебного решения или исполнительного производства.
Схема работы:
- Анализ дебиторской задолженности и подготовка предварительного заключения относительно перспективы ее взыскания;
- составление претензии и направление ее должнику;
- подготовка проекта иска, представление интересов заказчика в суде;
- сопровождение на этапе исполнительного производства.
Основания для предъявления претензий в строительной отрасли являются:
- нарушение сроков выполнения работ;
- нарушение сроков поставки;
- нарушение требований к количеству/качеству товара;
- нарушение требований по объему и/или качеству работ;
- нарушение норм и требований охраны труда и техники безопасности при производстве работ;
- нарушение сроков оплаты.
Сведения, необходимые для претензии:
- Наименование, адрес должника;
- Наименование, адрес кредитора;
- Описательная часть (существо, основания требований);
- Претензионные требования кредитора;
- Если требования являются денежными, то указывается: сумма требований, с приложением расчета, реквизиты для оплаты;
- Перечень документов, прилагаемых к претензии;
Направление претензии должнику
Претензия для юридического лица должна направляться по адресу, указанному в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц). Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу. В случае если кредитор располагает сведениями об иных адресах должника, то он обязан направить претензию по всем известным ему адресам.
Согласно ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, из-за чего она была возвращена по истечении срока хранения (Пункт 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25). Определение Верховного Суда РФ от 21.06.2016 N 37-КГ16-3
Сообщение, доставленное по адресу, по которому должны проживать или находиться гражданин, ИП либо юрлицо, считается полученным, даже если лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. Решение Верховного Суда РФ от 22.10.2015 N АКПИ15-908
Сообщения, доставленные по адресу, который указан в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по этому адресу.
Пункт 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25:
Необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по указанным ими адресам, а также риск отсутствия по ним своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам и другим лицам сведения об ином месте жительства, несет риск вызванных этим последствий (п. 1 ст. 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если лицо фактически не проживает (не находится) по данному адресу.
При обращении взыскания на дебиторскую задолженность судебный пристав-исполнитель должен установить факт существования дебиторской задолженности и ее размер, наличие у должника бесспорного права требовать погашения задолженности, а также возможность обращения на нее взыскания путем внесения (перечисления) дебитором дебиторской задолженности на депозитный счет подразделения судебных приставов.
Реальность взыскания спорной дебиторской задолженности оценивается на основании первичных документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Из указанного принципа свободы договора следует, что стороны вправе определить порядок оплаты выполненных работ по своему усмотрению, в частности, установить в нем оплату части стоимости выполненных работ по договору подряда при условии ненаступления какого-либо обстоятельства в течение определенного срока после передачи результата работ (например, оплата производится, если в гарантийный период не будут выявлены скрытые недостатки переданного объекта), что согласно сложившейся практике деловых отношений именуется в качестве гарантийного удержания.
Такой порядок оплаты, с экономической точки зрения, выполняет обеспечительную функцию, является относительно распространенным в обороте и не противоречит пункту 2 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2013 N 4030/13).